Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука требует определенного уклада органов артикуляции. Чтобы выработать эти уклады, существуют специальные упражнения. Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед зеркалом так, чтобы ребенок мог одновременно видеть и свое лицо, и лицо взрослого. Каждое упражнение имеет свое игровое название и выполняется в три подхода по 10 раз или под счет до 10.
1.ЗАБОРЧИК – губы растянуты в широкую улыбку, зубы видны. Необходимо следить, чтобы ребенок во время выполнения упражнения не морщил нос, не поднимал брови и т.д. Аналогично выполняется упражнение УЛЫБКА, но губы сомкнуты, зубы не видны.
2.ТРУБОЧКА - зубы разомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как для произношения звука У.
3.ОКОШЕЧКО – выполняется аналогично упражнению «трубочка», но губы округлены менее.
4.ЛОПАТКА – широкий язык спокойно лежит на нижней губе, рот открыт, губы растянуты в улыбку.
5.ГОРКА – кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть языка поднимается кверху, выгибается горкой.
6.БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ – от упражнения ЛОПАТКА поднимаем широкий язык на верхнюю губу и снова опускаем на нижнюю.
7.МАЛЕНЬКИЕ КАЧЕЛИ – рот широко открыт, поднимаем язык за верхние зубы и опускаем за нижние.
8.ЧАШЕЧКА – от упражнения ЛОПАТКА загнуть кончик и боковые края языка кверху.
9.ИГОЛОЧКА – рот открыт, узкий язык высунут изо рта, губы языка не касаются.
10.ГРИБОК – рот широко открыт, губы в улыбке, широкий язык присосать к нёбу, подъязычная уздечка натянута.
11.ЛОДОЧКА – от упражнения ЛОПАТКА загнуть боковые края языка.