Инновационный процесс

Наш детский сад стремится к постоянному развитию, совершенствуя воспитательно-образовательный процесс. Коллектив дошкольного учреждения работает в инновационном режиме, реализуя проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции разделов программы «Радуга».

Развитие связной речи дошкольников включает в себя все достижения ребенка в овладении им родным языком: звуковой стороной, лексикой, грамматикой. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Работа по развитию связной речи в дошкольном учреждении является подготовительным этапом к обучению родному языку в школе. В последние годы резко возросло количество детей с недостаточной сформированностью связной речи, чему есть множество причин. Одной из них является то, что взрослые почти не уделяют внимания чтению художественной литературы, мало беседуют с детьми, редко читают вслух и обсуждают прочитанные книги.

Современные технические средства, средства массовой информации, доступные детям (компьютерные игры, мобильные телефоны), «сворачивают» фразы. Общаться быстро и коротко становится привычкой. Ребенок понимает гораздо больше слов, чем использует в активной речи.

Если вовремя не обратить внимание на развитие связной речи детей, то эта проблема может принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка в целом.

Результаты обследования воспитанников старших и подготовительных групп нашего дошкольного учреждения выявили ряд недостатков развития связной речи детей: слабый интерес к литературной речи, своей речи и речи окружающих; затруднения в формулировке вопросов и ответов при построении диалога; проблемы при составлении повествовательных и описательных рассказов; наличие грамматических ошибок в монологах и пр. Анализ результатов диагностики показал, что 50% обследованных детей находятся на низом уровне развития связной речи и только 6 % детей соответствуют высокому уровню. (Результаты диагностики 2008 года).

С целью совершенствования работы по речевому развитию детей коллектив детского сада начал углубленно исследовать данную проблему. Мы определили три основные группы задач по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста:

• развитие интереса к литературной речи, своей речи и речи окружающих;
• формирование желания и стремления использовать речь как средство общения, выражения своих мыслей, эмоций, чувств, а так же как обязательный компонент познания (речевая постановка познавательной задачи, планирование, анализ результата);
• развитие умений связной речи и их актуализация в разнообразных ситуациях и видах деятельности.

За период работы по инновационному проекту с 2009 по 2010 год педагоги уже достигли значительных результатов.

Мы разработали модель интеграции, в которую заложены следующие компоненты:

• интеграция содержания разделов программы;
• интеграция задач и технологий в ходе интегрированного занятия;
• интеграция видов детской деятельности: игровой, театральной,
продуктивной, трудовой, исследовательской.

Эффективно в системе работы функционирует проблемная интеграция в виде проектного метода. Мы разработали комплекс информационно-исследовательских проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Зимушка – зима», «Волшебные слова», «Зов джунглей», «Цирк», «Вологодские поэты детям», «Птичье меню», «Путешествие по карте Вологодской области», «Зеленый сад», «Волшебный мир поэзии».

На протяжении двух последних лет в детском саду обогащается предметная среда, способствующая развитию связной речи детей: оборудуются групповые и дополнительные помещения, изготавливаются игры и пособия.

Мы создали систему преемственности детского сада и начальной школы: организовано своевременное планирование, проектирование, анализ и оценка эффективности организации взаимодействия ДОУ и начальной школы по проблеме развития связной речи детей; проводятся совместные мероприятия – посещения уроков в первом классе, совместные конкурсы чтецов, фестивали экологических театров.

Организуется сотрудничество педагогов детского сада с родителями. В рамках данного направления организована система педагогического образования родителей по основным проблемам развития связной речи детей. Наиболее эффективными вариантами организации работы с родителями мы считаем издание журнала «Аленький цветочек», освещающего проблемы семейного воспитания и содержащего конструктивную информацию для родителей по развитию речи детей. Организуются совместные конкурсы и выставки, в которых дети и родители принимают активное участие: конкурс «Сказки детского сада», конкурсы поделок из природного материала, выставки рисунков на различные темы. В течение последних лет работает клуб «Подготовишка», в котором родители получают полезную информацию и приобретают навыки общения с детьми.

Итогом нашей работы по инновационному проекту можно считать положительную динамику в развитии связной речи детей на группах, участвующих в проекте. По результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста в апреле 2010 года высокий уровень развития связной речи имеют 24 % детей, средний уровень – 43 %, низкий уровень – 33%.

на главную


СПАСИБO, ЧТО ВЫ ПОСЕТИЛИ НАШ САЙТ.
программа для гтд - вся подробная информация на нашем сайте есть ли в детском саду опыт работы в детском